Техническая инвентаризация и технический учет, представляя собой сферы профессиональной деятельности обладают уникальными историческими, интернациональными и национальными особенностями. Переписи недвижимого имущества для дальнейшего учета, налогообложения, наследования и иных общественных нужд известны с давних времен.
Пятилетний цикл проведения инвентаризации был освоен на практике еще в Римской империи, а Древнем Египте и вовсе инвентаризация проводилась каждые два года. Так называемое “исчисление имущества”, то есть инвентаризация ценностей фараона считалось в Египте столь важным делом, что годы правления царей датировались именно по времени их проведения. Чем больше проведено инвентаризаций — тем мудрее правитель Египта.
В нашей стране процесс внедрения и развития государственного технического учета и технической инвентаризации обладает своей многовековой историей. Известно, что инвентаризация проводилась не только до татаро- монгольского ига, но и в его период, чтобы собирать дань ханскими чиновниками. Существующие упоминания об этом относятся к 1275 г. - периоду правления Великого князя Василия Ярославовича, решившего провести инвентаризацию земель.
Но первая государственная инструкция, включающая правила определения площадей и алгоритм их описания, была опубликована 20 сентября 1555 г. Иваном Грозным. В 1556 г. была совершена повсеместная опись земель. Она представляла большое значение для регулирования финансовой системы, системы налогов. Полученные «писцовые» книги представляли собой акты дальнейшего закрепощения крестьян. Инвентаризацией поместного земельного фонда, регистрацией вотчин ведал тогда Поместный приказ.
Окончательная система инвентаризации в дореволюционной России оформилась во время царствования Петра I, учёт недвижимости был налажен довольно хорошо, и занимались этим сразу несколько ведомств. Начиная со времён Петра I и до отмены крепостного права, инвентаризация земель и строений проводилась, в основном, для целей учёта и совершения сделок. И лишь после отмены крепостного права её значимость усилилась для налогообложения.
Октябрьская революция внесла существенные коррективы в техническую инвентаризацию. После передела собственности ещё десять лет не существовало чёткой системы учёта: что, кому и на каких правах принадлежит. В 1927 году советская республика подводила итоги первого десятилетия своего существования, намечала пути будущего развития. Среди ведущих направлений экономической политики был признан государственный учёт имущества и контроль над его использованием.
И вот наконец 21 мая 1927 года Экономическое совещание РСФСР приняло постановление «Об утверждении Положения по инвентаризации имущества местных Советов», которым предусматривалось создание бюро технической инвентаризации - БТИ. Согласно данному документу технической инвентаризации подлежали земельное имущество, лесные и рыбные угодья, месторождения недр, сооружения, здания жилые и нежилые, а также оборудование и инвентарь. Возник процесс создания специализированных организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию по единой методике, призванной придать работе БТИ целостность и единообразие. Именно с этого времени началась история российской службы технической инвентаризации.
В 1930г. было издано дополнительно новое Постановление "Об инвентаризации имущества местных Советов", согласно которому инвентаризация распространялась на домовой фонд госбюджетных учреждений, кооперативных организаций и частных лиц.
В этих двух важнейших законодательных актах значение инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства определялось такими народохозяйственными задачами как получение данных для составления балансов народного хозяйства; обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений и обязательное для налоговых и страховых органов пользование оценками и данными инвентаризации земель и строений.
Для создания финансовой базы, обеспечивающей проведение инвентаризации Правительством РСФСР были изданы постановления, согласно которым инвентаризация земель, строений и других основных фондов коммунального хозяйства в городах и поселках должна была производиться за счет средств частных владельцев, учреждений, предприятий и организаций, в распоряжении или пользовании которых находятся жилищно-коммунальные фонды. Объекты, содержащиеся за счет средств местного бюджета (школы, больницы и т.д.), согласно этим постановлениям должны инвентаризироваться за счет бюджетных ассигнований.
Одновременно с постановкой задач по инвентаризации имущества советов в тогда еще Татарской автономной республике начинает свою деятельность служба БТИ, которая явилась продолжением работы земских служащих по описанию имущества государства и частных владений.
В послевоенный период службы технической инвентаризации активно проводили сплошную инвентаризацию объектов в городах, рабочих и дачных поселках. В ходе этой работы были составлены реестровые книги на четыре вида имущества: на коммунальное имущество местных Советов, на имущество государственных учреждений и заводов, кооперативных и других коллективных организаций, а также на имущество граждан.
С 60-х годов в Татарстане энергичными темпами началось многоквартирное жилищное строительство, что соответственно увеличило объёмы работы бюро технической инвентаризации на местах.
Вначале были построены микрорайоны вблизи крупных заводских территорий, а затем и спальные районы, дома в которых с недавнего времени стали предметом новой инвентаризации в рамках реализации программы капитального ремонта.
С середины 80-х годов интересы государства сошли за пределы города, где на селе уже было немало построено, что и необходимо было учесть. Согласно постановлению Министров СССР «О порядке национального учёта жилищного фонда» отрасль технической инвентаризации 1985 год начала с учёта и регистрации жилищного фонда в сельской местности. Строения коллективного фонда были целиком проинвентаризированы в поставленные правительством сроки, а вот дома, находящиеся в личном пользовании у сельских жителей, находились не учтены вплоть до 2000-х годов.
Решение Совета Министров СССР «О системе государственного учёта жилищного фонда» можно, пожалуй, наречь «первой ласточкой», принёсшей на себе новые веяния в область технической инвентаризации. Страна в условиях перестройки начинала понимать всю значимость учётно-инвентаризационных работ для увеличения налогооблагаемой базы и формирования прибыльной части бюджетов.
Новый виток истории России 90-х годов ознаменовался сменой государственной системы, ликвидацией министерств и ведомств, изменением отрасли технической инвентаризации. Ликвидация промышленных министерств привела к прекращению инвентаризации промышленных объектов, ранее проводимой этими министерствами. И на этапе необходимости приватизации имущества функции учетно-регистрирующего органа были переданы в БТИ, как организации хранителя архива, описывающей текущее состояние и характеристики объектов недвижимости.
В современной России система БТИ приобрела государственный статус учетно-оценочного фундамента национального богатства страны, заняла ключевое место в системе государственной экономики, обеспечивая государство и общество данными о составе недвижимости и ее реальном стоимостном выражении. На основании данных государственной службы технической инвентаризации принимаются управленческие решения на всех уровнях государственной власти: федеральных, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В 2017 году отрасли технической инвентаризации исполнилось 90 лет. За почти вековую историю работы службы БТИ многие объекты недвижимости неоднократно проходили техническую инвентаризацию, претерпевали изменения и обновление технической документации. Документы БТИ – это история создания и развития наших сел и городов, крупных и малых предприятий, хронология возникновения прав и обязательств.
В декабре 2017 года РГУП «Бюро технической инвентаризации» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан было преобразовано в АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан».
Последнее обновление: 26 октября 2022 г., 11:39